Чтение
три.
Неправильно думать, что освоение чтения
не зависит от физического развития. Слово «гармоничное» в названии книги Гленна
Домана как раз и указывает на синергию, на то, что ускорение ползания ускоряет
освоение и чтения, и – счёта. Так же и чтение ускоряет ползание (см. ниже: «При занятиях «чтением» в
возрасте от 0 до 90 дней ваш малыш может обогнать в развитии – раньше поползёт! - ровесников
на 2-4 недели…»). Но набор страниц «Чтение один» - «Чтение
десять» содержит последовательность освоения именно чтения
без привязки к уровню физического развития. То есть Вы ежедневно последовательно
выполняете все рекомендации «Этап 0 – 75 дней», «Этап 2,5-7 месяцев»,… и столь
же последовательно - «Чтение …».
Повторюсь: наиболее надёжно методика
обучения чтению описана в книге Андрея Александровича Маниченко «Как научить
ребёнка читать», восьмое издание (www.umnitsa.ru),
поэтому я просто вынужден продолжить цитирование.
Поскольку с момента первой публикации «Карточек Домана» в 1963 году,
благодаря множеству диссертаций систематическое раннее развитие
организовывается с зачатия («Пренатальное развитие»), продолжается
скоординированными родами («Роды, как важнейший для интеллекта и самый
эффективный для обучения инсайт»), то «Постнатальное развитие» («Чтение»)
продолжаем с момента рождения.
Цитирую
Андрея Александровича:
Страница 59: «Для обучения новорождённых нужно
воспользоваться карточками, не входящими в комплект «Чтение с пелёнок». Эти карточки можно изготовить из
белого картона или чертёжной бумаги. Они по размеру больше обычных карточек. Размер карточки: 15 х 50 см. Высота букв: 12 см. Буквы должны быть красного цвета, отчётливыми
и яркими. Помните: Вы производите первичную и самую важную зрительную стимуляцию. (А не обучаете
чтению!).
Вам понадобится 21 карточка
такого формата для обучения новорождённых на период от рождения до 3-х месяцев
(90 суток). Начните с одного слова. Лучше всего
использовать имя ребёнка.
Убаюкивая его на руках, держите перед ним карточку на расстоянии полуметра и
произнесите вслух его имя. Но сначала возьмите карточку и последите за выражением его лица,
поворачивая её так, чтобы ему было удобнее. Когда он увидит написанное
слово, произнесите его вслух громко и отчётливо. Ребёнок попытается
сфокусировать взгляд на карточке в течение 1-2 секунд.
После этого отложите карточку».
Страница 60: «Для начала нужно выбрать 7 слов, которые Вы часто
используете и которые полезно знать малышу (его имя, «мама», «папа», названия
частей тела). Во время демонстрации
карточки в комнате должно быть хорошее освещение.
В 1-й день показывайте 1-е слово не
менее 10 раз».
При этом учтите, что любой новорождённый уже находится в состоянии
стресса. Поэтому постарайтесь не напугать его резкими движениями с карточками.
Но уже в первые дни сократите время демонстрации карточки до одной секунды,
чтобы ребёнок РАЗВЛЕКАЛСЯ движением.
«На 2-й день возьмите 2-е слово и тоже
покажите его не менее 10 раз.
И так далее всю 1-ю неделю (7 дней),
т.е. 3-е слово на 3-й день,….
2-я неделя.
В 1-й день вернитесь к
первому слову и покажите его не менее 10 раз. На 2-й день – 2-е слово не менее
10 раз и т.д.
Повторяйте это на протяжении трёх недель.
Вскоре, как только Вы вытащите слово, ребёнок будет немедленно
подавать признаки возбуждения, ёрзая и перебирая ножками.
4-я неделя.
Выберите новые 7 слов и
пройдите с ними такой же
трёхнедельный цикл.
По этой системе нужно заниматься, пока ребёнок не достигнет 8-10 недель (2-2,5 месяца).
При таких занятиях ваш малыш может обогнать в развитии ровесников на 2-4 недели.
Когда у Вас появится уверенность, что
Ваш ребёнок прекрасно видит и слышит, начните показывать карточки из комплекта
«Чтение с пелёнок». (www.umnitsa.ru, Высота
букв – 50мм). Поскольку наша цель
«скоромыслие», «скородумание», «сверхЗВУКОВОЕ» чтение, Андрей Александрович
изобрёл карточки слов с изображениями:
купите именно их - http://www.umnitsa.ru/cat/superkartochki/
. То есть в 9 месяцев Ваш малыш будет по
предъявлению печатных слов МОЛЧА (он ещё не умеет говорить!) показывать части
тела, означенные буквами! Говорящий
(читающий) вслух слова грудничок с рекламных видеороликов – это ТОРМОЗ будущего
интеллекта. Дейл Карнеги ещё в
первой половине 20-го века говорил, что к зрительной коре мозга «проводник» в
25 раз мощнее, чем к слуховой! Да, слуховая начинает реагировать раньше,
внутриутробно, поэтому мы и использовали «БэбиПлюс». Но ведь малыш уже «родился
на СВЕТ»!
Итак, только
удостоверившись, что ребёнок видит карточки и слышит слова, можно
переходить от слов с высотой букв 120 мм к словам с высотой букв 50 мм. Это
обычно происходит в диапазоне возраста 8 – 12 недель, индивидуальный разброс
очень велик и зависит только от Вас:
Страница 93: «Чем интенсивнее идут занятия по
обучению чтению с помощью карточек со словами, тем быстрее у малыша проходит функциональная слепота и он начинает видеть. Чем больше фактов ребёнок воспринимает, тем
интенсивнее работает его мозг, что очень важно для развития мышления в целом».
Возраст ребёнка 60 – 120 суток используете для того, чтобы плавно перейти от однократного показа единственного слова с высотой букв
120 мм к ежедневному показу 5 комплектов по 5 слов
каждый (25 разных слов) из комплекта «Чтение с пелёнок» (высота красных
букв – 50 мм). Наращиваете интенсивность
занятий, стимулируя интерес ребёнка. Обязательно выбираете время наилучшего
настроения и место с минимумом раздражителей.
При этом каждое слово
показывается трижды в день, с перерывами между демонстрацией одного
слова от 30 минут до 8 часов (время для перехода в долговременную память). Очень трудно выполнить обязательное
требование быстро «мелькать» карточками – не долее одной секунды! От ежесуточных10 уроков по 1 слову плавно
переходим к 15 урокам (лучше проводить их 3 – 5–ю сериями в течение суток) по,
ПРИМЕРНО, 5 карточек. Сколько ТОЧНО карточек будет именно в данном
уроке, укажет ребёнок. Ваша же задача – прекратить урок (серию, показ…) раньше, чем этого
захочет ребёнок. Напомню
исходную (опорную) рекомендацию Анатолия Александровича: по 1 секунде на слово,
итого 5 секунд. Далее 1 минуту (не
дольше, иначе ребёнок забудет, за что его хвалят!) благодарите, восхищаетесь,
ласкаете. Затем ещё 5 секунд следующий комплект, за который хвалите ещё
минуту…. И следите, нет ли «приедания» -
резко находите ВНЕШНЮЮ причину для внезапного прекращения занятий, не
удовлетворив любопытство ребёнка до конца, оставив его «голодным»!
Помните, что мы не обучаем чтению, а быстрой сменой зрительных
раздражителей стимулируем САМОразвитие.
В соответствии с его уровнем! Поэтому
очень плавно увеличиваем число слов в каждом комплекте (1 – 2 – 3…10?) и число
«уроков» в сутках (3 – 25). Ориентир – показ каждого слова не более 3-х раз в
сутки, после каждого показа – перемешивание слов в комплекте и после 15 показов
одного слова (в течение 5?? суток) отложить слово до тех пор, пока не начнём
его вводить в словосочетания.
Страница 65:
«Обучать малышей – дело непростое. Их невозможно заставить смотреть на карточки
со словами. Их вообще невозможно заставить что-либо делать против их воли. Их
можно учить только тогда, когда они сами этого хотят. На карточки с любимыми словами дети будут смотреть, а
карточки с нелюбимыми словами в лучшем случае просто проигнорируют».
Страница 132: «Начинать нужно с самых любимых слов. Подберите те слова,
которые ребёнку больше всего нравятся, вызывают у него восторг, – именно с этих слов нужно начинать обучение.
В дальнейшем переходите на тематическое формирование комплектов, так как в
данном случае запоминание, усвоение слов и понятий идёт намного эффективнее».
Страница 132: «Для того чтобы информация из
оперативной памяти уходила в долговременную, желательно делать перерывы между
восприятием одной и той же информации. И вот эти перерывы (между демонстрацией
одного и того же слова) желательны не менее 30 минут и не более 8 часов.
Но, даже если занятия проводит
няня-гувернёр и приходит заниматься с ребёнком только на один час, за этот час можно провести занятия всей
дневной нормы. Пять комплектов можно показать по три раза. Делается это
так: допустим, с 10 до 11. В 10:00 показали один комплект – 5 секунд, эмоционально похвалили ребёнка целую
минуту! Второй комплект показали, тут же похвалили ребёнка. Третий, четвёртый, пятый. Один урок – это показ комплекта слов (5секунд) и похвала ребёнка (1 минута). Подряд
можно провести пять уроков с разными комплектами (в каждом 5 секунд показ и 1
минута – эмоциональная похвала). Не ранее чем через 30 минут, можно повторить
серию уроков. Причём во второй раз показываем комплекты в другой последовательности,
допустим, пятый комплект – похвалили, четвёртый комплект – похвалили и
т.д. Ещё через полчаса можно провести третью, заключительную серию занятий.
Будет выполнена дневная норма, а времени пройдёт только один час». При этом помните, что в общение до рождения мы обязательно
включали будущего отца, чтобы после рождения он не вызывал у новорождённого
стресса. Любой же посторонний (педиатр, гувернёр…),
появляющийся рядом с младенцем до окончания грудного вскармливания (не
слушайте, что «время отлучения от груди очень индивидуально» - оптимум
отлучения давно установлен: 1,5 – 2 года.
Раньше – «недообщаетесь», позже – зависимость от мамы на всю жизнь). Итак, именно примерные ориентиры ежедневной
нагрузки:
Страница 60: «Выберите 15 карточек (высота красных букв 50
мм, самые любимые слова ребёнка), разделите их на 3 комплекта по 5 слов и
показывайте каждый комплект три раза в день. Ежедневно заменяйте в каждом комплекте
по одной карточке».
Страница 131:
«15 раз показывать 1 слово нужно только в начале обучения. Далее можно
сокращать количество показов одного слова и стремиться давать ребёнку больше
новых слов». Новизна, сенсация ему
интересны. В случае же попыток повторения Вам придётся сделать перерыв, чтобы
ребёнок забыл, что это занятие – скучное! Но после перерыва сразу начинайте новый
материал, не стремитесь к заучиванию.
Далее страница «Чтение четыре».
11.12.2013 |