Чтение пять
Итак, мы занялись с Вами чрезвычайно
актуальным делом – научиться читать быстро на нескольких языках. Сегодня по
запросу «Купить карточки Домана»
«Яндекс» нашёл 159000 ссылок, а «Гугл» - 840000! Выбор – за Вами! Наши дети должны быть очень грамотными, чтобы
сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор. Не профессиональной полиграфии и «цен от
производителей», а МЕТОДИК, уметь сравнивать эффективность и безопасность
методик, а не читать отзывы ПОКУПАТЕЛЕЙ!
Быть «эффективными» читателями, но не покупателями, производителями,
избирателями…
На самом деле выбора нет: только русист с богатой психологической
подготовкой, затратив пару десятков лет, смог отработать методику
РУССКОЯЗЫЧНОГО скорочтения: http://www.umnitsa.ru/cat/superkartochki/
Поэтому продолжу цитирование Андрея
Александровича, ибо для меня, как и для большинства – пара связных слов есть
просто пара.
Страница 75: «…родители не видят большой разницы между словосочетаниями
и простыми предложениями, объединяют их в один
комплект, показывая то и
другое вперемежку.
Словосочетания состоят в основном из
двух слов, главного и
зависимого (красный нос, вкусный банан, прыгать высоко, игрушка ребёнка
и т.п.). Иногда встречаются словосочетания, состоящие из 3 слов, например:
выйти из леса, сесть на стул.
Простые нераспространённые предложения,
как правило, состоят из двух
слов, но это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (мальчик
дерётся, девочка танцует, папа спит).
Простые предложения – это интонационно законченные сообщения.
Ребёнок усваивает и запоминает их поразительно легко.
Обучение
чтению – это обучение речи, но в письменной форме. Чтобы облегчить малышу
самостоятельный путь к осмыслению русского языка как грамматической структуры,
лучше этапы
«словосочетание» и «простое предложение» развести по времени».
Итак, 6 – 9 месячному ребёнку показываем отдельные слова и
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. И только закончив
освоение словосочетаний, приступаем к
ПРОСТЫМ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ, не забывая ежедневно вводить новые
слова – словарный запас – это основная характеристика любого человека в любом возрасте!
Страница 76:
«Приступая к этапу «Простые нераспространённые предложения», сделайте из изученных карточек пять
простых нераспространённых предложений, например: «мама улыбается», «папа
сердится», «кошка умывается», «дедушка купается», «бабушка бежит».
Три раза в день показывайте своему
ребёнку комплект, состоящий из пяти предложений. Не забывайте перед каждым
уроком перемешивать предложения, как Вы это делали со словами и
словосочетаниями.
Затем, начиная со следующего дня,
ежедневно обновляйте свой набор, удаляя 2 старых предложения и вставляя 2
новых.
Ребёнок будет усваивать их очень быстро,
так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.
Стремитесь предложения составлять яркие, необычные, интересные.
В каждом предложении употребляются слова, прошедшие первый словарный этап и уже знакомые ребёнку. Многие слова уже
прошли не только первый, но и второй этап (словосочетание)».
Таким образом, мы непрерывно находимся на этапе освоения чтения «Отдельные слова»,
проходим этап «Словосочетания» и только после него переходим к этапу «Простые нераспространённые предложения»
(не прекращая введения новых «Отдельных слов»!). И тут вновь необходима методическая
поддержка:
Страница 76: «Если интерес малыша к обучению
чтению стал ослабевать, начните делать для него книги предложений.
Изготовить простейшую книгу предложений
несложно. Возьмите обычный альбом для рисования в 10-12 листов. Составьте пять
интересных предложений из
пройденных слов и подберите к каждому картинку или нарисуйте её вместе с ребёнком (детям
очень нравится присутствовать при изготовлении таких книг).
На первом развороте напишите предложение
либо приклейте карточки из набора, заменяя, где нужно, окончания. На следующем
развороте приклейте или нарисуйте соответствующую картинку, можно
воспользоваться фотографиями.
Все дети без исключения любят
рассматривать фотографии. Поэтому самыми лучшими книгами для ребёнка будут переделанные вами семейные
фотоальбомы. Фотографии малыша или членов семьи, когда выполняется то
или иное действие, предварите подписями.
Страницы
с текстом всегда должны предшествовать страницам с картинками. Образец на http://www.umnitsa.ru/cat/superkartochki/ Форма работы с книгой
такова: 2-3 раза в день на протяжении двух-трёх дней Вы усаживаете ребёнка
рядом с собой и читаете ему эту книгу.
Примерная ежедневная программа. Если до этого Вы каждый день показывали
ребёнку 5 комплектов карточек (3 комплекта со словами и 2 со словосочетаниями),
то, приступая к третьему этапу (простые нераспространённые предложения),
совсем уберите словосочетания,
введите комплект с предложениями и, чтобы не нарушать устоявшегося
режима, добавьте один комплект со словами. Итого у Вас снова будет пять
комплектов (1 комплект предложений и 4 комплекта слов), каждый из которых Вы
показываете ребёнку три раза в день.
Книги предложений, которые Вы начнёте
делать для своего малыша, будут хорошим дополнением к основной ежедневной программе.
Напоминаем: данная программа примерная!
Она приводится для того, чтобы был ясен общий принцип организации занятий на
этом этапе».
То есть каждое занятие (как и каждый
день – количество комплектов и количество слов в каждом комплекте!) уникально.
И как долго оно продлится, зависит лишь от Вашей изобретательности!
Страница 78:
«Четвёртый этап
обучения чтению – распространённые предложения. Примерная ежедневная программа. Обучение
малыша на этом этапе проходит так же, как и на третьем. Если до этого Вы каждый
день показывали ребёнку 5 комплектов карточек (4 комплекта со словами и 1 с
предложениями), то, приступая
к четвёртому этапу, усложните комплект с предложениями, включив в него фразы из
трёх, а позднее из четырёх и более слов.
Продолжайте заниматься в прежнем режиме: 5 комплектов, каждый из которых
Вы показываете ребёнку три раза в день».
Так как предложения приходиться удлинять самим, подрисовывайте или
подгибайте печатные окончания слов. Предложения удлиняются последовательным
добавлением к главным членам предложения других слов. В комплекте «Чтение с пелёнок» на каждой
карточке есть схема «её развития» (удлинения).
Страница
80: «Не нужно к таким предложениям относиться слишком серьёзно. Юмор
и абсурд детям необычайно нравятся, а занятия, в этом случае, проходят всегда
весело. На обороте каждой карточки есть и пустые
строки, куда Вы можете вписывать свои предложения. Любому ребёнку будет интереснее читать предложения о себе
и своих родных. Актуальность сочинённых Вами предложений, помноженная на
юмор и фантастику, сделает уроки весёлыми и незабываемыми.
Как
из карточек делать предложения
В русском языке почти у каждого слова есть несколько форм. Чтобы
составить предложения из имеющихся в наборе карточек, нужно научиться быстро при
помощи скотча и степлера менять в словах окончания, добавлять или убирать приставки,
суффиксы, беглые гласные».
Помните об обязательности
чередования вертикального и
горизонтального расположения слов в предложениях.
Вот как сформулировал Андрей Александрович
своё основное открытие (страница 82):
«Менять расположение слов в предложениях нужно чаще: лучше
каждый день. Смысл каждодневной смены расположения слов в предложениях в том,
что Вы формируете у своего ребёнка очень важное умение: одномоментно видеть весь абзац или страницу
и понимать текст. С какой потрясающей скоростью Ваш ребёнок сможет
читать книги, изучать науки, если ему будет достаточно только посмотреть на
страницу, чтобы понять её содержание! –
Фантастика! Быть не может! – думаете Вы.
– Нет! Может! И должно так быть! Нам, кого обучали читать после пяти лет и
делали это по традиционным азбукам, трудно представить, что такое возможно. Да, мы не можем одномоментно
произнести все слова, уместившиеся на странице, но увидеть их своими глазами
можем. Наше вербальное (словесно-логическое) мышление формировалось лишь при устном общении.
Нашим мамам и папам даже в голову не
приходило, что можно с ребёнком успешно общаться при помощи письменной речи, формируя при этом не просто
стойкий навык чтения, а самое настоящее скорочтение и, следовательно, – скоромыслие».
Страница126:
«Желательно вообще не
провоцировать проговаривания, повторения слов ребёнком вслед за
родителями, изначально приучая к чтению про себя. Именно в этом случае у ребёнка разовьётся способность чтения со скоростью более
высокой, чем та, с которой мы можем говорить. Если ребёнок повторяет
слова – увеличить скорость
показа, чтобы он
просто не успевал проговорить»!!
Далее – «Чтение шесть». |