Чтение
четыре:
Характер занятий претерпевает резкие
изменения в связи с изменением подвижности.
Страница
94: «Ребёнок может «проглотить» не 3, а 4-5 групп слов в день и
хотеть ещё. Но если четырёхмесячный малыш может
«проглотить» 50 слов за 1 занятие и просить ещё, то в 7 месяцев картина
резко меняется. Ребёнок начал двигаться,
перед ним открылись новые возможности. В
4 месяца он был наблюдателем, и ему нравилось подолгу рассматривать слово
за словом. В 7 месяцев он начал ползать,
у него уже нет столько времени на чтение,
сколько было раньше. Но ему по-прежнему нравится учиться читать. Объём
ежедневно показываемых слов в этот период остаётся прежним или может даже
увеличиться. Нужно просто перераспределить
слова: уменьшить количество слов в комплектах и увеличить количество самих
комплектов. Если, к примеру, на
предыдущем этапе в ежедневной программе у Вас
было 3 комплекта и в каждом комплекте по 10 слов,
то, перераспределив карточки, можно сформировать 6 комплектов по 5 слов или 5
комплектов по 6 слов. Таким образом, общее количество карточек осталось
прежним. Напоминаем, что каждый
комплект нужно показывать три раза в день. Если
занятия будут максимально короткими, то ребёнок будет продолжать
усваивать новые слова жадно и быстро».
Если ребёнок отвлекается, значит, Вы затянули урок, вовремя не прекратили его. Приходится показывать
и по одной карточке за занятие, но нужно следить за тем, чтобы каждая
карточка в день показывалась
не более трёх раз. Для увеличения
количества показов слов, начиная любое действие, режимный момент,
быстро покажите означающее его слово: «гулять», «купаться», «висеть»,… «Вода», «краска»….
Весь курс (не менее года!) Вы ежедневно
осваиваете отдельные слова, их в комплекте 800. Начав с 15 карточек,
разделённых на 3 комплекта по 5 слов, ежедневно заменяете в каждом из них по
одной карточке. Поэтому «отдельных слов» Вам хватит надолго!
Страница 67: «На обороте карточек следует
проставлять даты демонстрации слов и помечать галочками количество показов
данного слова. Тогда Вы будете точно знать, когда обновлять слова».
На странице 68 Андрей Александрович
обращает особое внимание на использование нормативов исключительно для общей ориентировки в
тенденциях изменения нагрузки. Главное – остановиться раньше, чем «урок» надоел
развивающемуся! И приводит ориентиры «От Гленна Домана»:
Примерная ежедневная программа обучения:
Ежедневное содержание: 5 наборов слов.
Одно занятие: 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.
Частота: каждый набор по 3 раза в день (5
наборов по 3 раза = 15 занятий).
Продолжительность одного занятия: 5 секунд.
Введённые слова: 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).
Удалённые слова: 5 слов ежедневно (по одному из каждого
набора).
Количество демонстраций каждого слова: 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15
раз.
Принцип:
всегда останавливаться раньше, чем
этого захочет Ваш ребёнок.
Страница 69: «ВНИМАНИЕ! Все приведённые цифры в
данной таблице относительны. Для первоначального руководства! Но в дальнейшем, формируя режим занятий, Вы
можете значительно отступать от предлагаемых цифр. Дозировка может меняться в зависимости от
желания ребёнка смотреть на карточки. Ваш малыш всегда должен находиться в
положении ведущего, а Вы – ведомого. Можете смело увеличивать как количество комплектов, так и количество слов внутри
каждого комплекта. Ежедневно можете заменять в каждом комплекте не по одной, а по две карточки.
Но на каждом
уроке Вы обязаны остановиться раньше, чем этого захочет ребёнок».
Страница 70: «Если Вы видите, что Ваш ребёнок
на протяжении нескольких дней
безучастно наблюдает за Вашими манипуляциями с карточками, задумайтесь:
что-то Вы делаете не так! В этом
случае постарайтесь проанализировать ситуацию и перестроить занятия: измените
форму уроков, способ показа карточек, похвалу – словом, всеми возможными способами помогите своему ребёнку
совершить наиважнейшее открытие, а именно: эти красные значки на карточке обозначают вполне конкретный предмет.
Такое открытие малыш может сделать на
самом первом уроке или на втором, в первый день или на следующий. Как правило,
большинство детей уже в первую
неделю совершают это открытие. И как только это случается, уже не нужно
к каждому слову добавлять местоимение «это» («Это мама»)! У ребёнка тут же резко повысится интерес к занятиям, поскольку он
поймёт суть происходящего и его уже не оторвать от занятий по этим
карточкам. Ребёнок приобщился к миру взрослых: он понял секрет письменности. Чем
раньше он его сделает, тем быстрее он овладеет всеми секретами чтения».
Страница 123: «Ребёнок без проблем учится
понимать устную речь, если с
ним общаются устно. Также ребёнок будет без проблем осваивать письменную
речь, если с ним общаться при
помощи карточек, на которых написаны слова. Ведь речь – это символьная
система, имеющая две формы: устную и письменную. Для ребёнка одинаково легко
овладеть как устной формой, так и письменной. Чтобы ребёнок выполнял «печатные»
команды, а не ждал звуков Вашего голоса, сошлитесь на больное горло».
Страница 135: «Показ отдельных слов продолжается до приобретения
ребёнком стойкого навыка скорочтения. Этот этап идёт параллельно с другими
этапами обучения чтению (словосочетания, простые предложения, распространённые
предложения, книги), которые сменяются последовательно. Чем старше ребёнок, тем
быстрее нужно переходить от этапа к этапу. Самым интересным для ребёнка будет
пятый этап (книги), но и здесь
Вы будете показывать ребёнку отдельные слова, чтобы обновлять его словарный
запас».
Итак, остальные этапы освоения чтения (Словосочетания. Простые нераспространённые
предложения. Распространённые предложения. Книги.) Вы последовательно
вводите, не прекращая ежедневного же изучения новых
«Отдельных слов».
Словосочетания (осмысленные пары слов) можно начинать
вводить не ранее
5 – 8 месяцев - фразы малыш может осмысливать только как
некий сигнал. Он ещё не способен понимать фразу как группу слов и реагирует
лишь на знакомую интонацию. Для составления словосочетаний необходимы прилагательные и глаголы, с которыми
ребёнка необходимо ознакомить до перехода к этапу «Словосочетание». При составлении словосочетаний
обязательно использовать только ранее «изученные» отдельно слова.
Страница 71: «Нужно взять карточки с пройденными словами и
внимательно изучить их оборотные стороны. Две карточки со словами (существительное
и глагол, прилагательное и существительное) нужно скрепить скотчем с обратной
стороны, и словосочетание готово к работе. Можно применять и прозрачные файлы.
Сделайте два комплекта
по 5 словосочетаний в каждом. Показывайте ребёнку каждый комплект
словосочетаний три раза в день.
Уже со следующего дня начинайте ежедневно обновлять по одному сочетанию из
каждого комплекта.
Не забывайте каждый день отмечать на
обороте карточек соответствующую дату, а
после каждого урока галочками фиксируйте факт показа данного
словосочетания.
Не рекомендуется показывать каждое
словосочетание более трёх
дней. Лучше чаще вводить новые словосочетания, чем изо дня в день повторять одни и те же.
Примерная ежедневная программа. Если до этого Вы занимались ежедневно с пятью комплектами, в
каждом из которых было по 5 карточек, и каждый комплект Вы показывали три раза
в день, то теперь вам нужно заменить 2 комплекта со словами на два комплекта со
словосочетаниями. Ежедневная нагрузка не изменится: Вы будете заниматься в
прежнем режиме (5 комплектов карточек = 3 комплекта карточек со словами + 2
комплекта карточек со словосочетаниями)».
Слова следует склеивать скотчем в горизонтальные (одно после другого) и вертикальные (одно над другим)
пары.
Страница 72: «Поскольку дети, как и взрослые,
не любят однообразия, надо стремиться при проведении занятий к постоянной
оригинальности, неожиданности.
Способ 1. Расположитесь от ребёнка в два
раза дальше, чем при показе слов, чтобы угол обзора позволял малышу
одномоментно видеть всё развёрнутое словосочетание, а не водить взглядом слева направо. Показывайте
каждое словосочетание быстро,
чётко его фиксируйте перед ребёнком и отчётливо озвучивайте. Затем то же
самое проделайте со следующими словосочетаниями.
Способ 2. Расположите словосочетания
заранее на полу. Возьмите ребёнка под локоточки и весело с ним прыгайте от
словосочетания к словосочетанию. Если
комната квадратной формы, можно расположить словосочетания по периметру. Если вытянутой
– расположите словосочетания дорожкой.
Способ 3. Можно расположить
словосочетания вертикально по периметру комнаты: на подоконнике, на книжной
полке, по краю спинки дивана, прикрепив к обоям и т.д.
Полагается один комплект показывать три раза в день, каждый раз
перемешивая карточки, чтобы порядок демонстрации всегда был
непредсказуемым. При расположении карточек по периметру стен нет необходимости
при каждом новом уроке перемешивать карточки. Достаточно на следующем занятии
двигаться с ребёнком в другом направлении. Если первый раз Вы двигались по
часовой стрелке, то на следующем уроке двигайтесь в противоположную сторону, а
третий раз – прыгайте то по часовой стрелке, то против, то на 90°, то на 180°,
а то на 270°. Ребёнок от таких уроков будет просто в восторге.
Для того чтобы развить у ребёнка способность одномоментно воспринимать большой
объём панорамной информации, нужно периодически менять расположение слов
в словосочетании: 3-5 дней – горизонтальное
расположение слов в словосочетании, затем 3-5 дней – вертикальное».
Страница 74: «Изучение словосочетаний содержит
два основных момента, которые доставляют малышу удовлетворение:
1. ребёнок доволен тем, что узнал
знакомое слово,
2. ребёнок начинает понимать, что из
комбинации старых слов возникает новая идея».
Далее – «Чтение пять». |