Раннее развитие Бабенко Владислава Михайловича

Категории раздела

Библиотека [4]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Первоисточники методик » Библиотека

Самые общие принципы два

Непрерывно разговаривайте с ребёнком. Всегда, прежде, чем вы начнете что-либо делать, расскажите не только новорожденному, но и ещё не родившемуся о своих намерениях. В процессе самого действия, объясняйте ему, что вы делаете.

 Известно, что интонационные средства воспринимаются детьми раньше семантических.  Необходимо ограничивать вербальную инструкцию взрослого до двух-трех слов (7-8 слогов) из ближайшего ситуативного окружения ребенка, выдерживать паузу до 5 секунд после ее предъявления, повторять ее в первоначальном варианте (если ребенок не выполнял инструкцию), включать в обращенную к ребенку речь опорный для понимания элемент (хорошо знакомое слово, указательный жест).

 

И, конечно, самый общий принцип, который я не устаю повторять, что возможности для развития, которые имеет новорождённый, и, тем более, ещё не родившийся ребёнок, никогда больше не повторятся. Научившись ходить и разговаривать, он не захочет учиться читать. Уже родившись, он не сможет слиться с семьёй! Это те самые «сензитивные» (чувствительные для развития) возрастные периоды развития.  Ведь все скандалы с издевательствами над русскими детьми в американских семьях закономерны – не было у этих детей семейное сострадание, сочувствие, взаимопонимание воспитано своевременно!  Поэтому тщательно, ежедневно создавайте развивающуюся среду, как это расписано в файлах папки «Пренатальная, до рождения» и «Перинатальная, после рождения».

Но если к тому моменту, когда вы начали читать эти тексты, ваш ребенок уже старше или имеет какой-то "дефект", то не следует ожидать, что он сможет пройти эти стадии в описанные сроки. А после трёх лет он вообще не сможет их пройти. Если же ребенок просто старше, то вы можете воспользоваться его помощью, обучая ползанию, чтению или передвижению с помощью перехвата руками более юных детей.

Это цитата врача-гуманиста Гленна Домана, фиксирующая безвозвратность упущенных Вами навсегда возможностей развития: старший уже никогда не станет гением!

      Именно больные дети, приступившие к выполнению нашей программы, будучи парализованными, максимально высветили следующее обстоятельство: физическое совершенство доступно практически каждому. Даже если ваш ребенок имеет мозговую травму, он еще вполне может превзойти, обогнать своего здорового сверстника.   С самого рождения ежедневно и как можно чаще выполняя этап за этапом  все описанные здесь упражнения.  Главную пользу от тех знаний, которыми мы обладаем, должен получить ваш ребенок.   Дети с мозговыми травмами, которые начинали свое развитие из состояния абсолютной парализованности, сделали очевидным тот факт, что физическое совершенство доступно каждому.

 

  Очень важно своевременно замечать любые инициативы ребёнка, особенно подробно это описано для обучения слепоглухих новорождённых.  Вот как об этом пишет Апраушев Альвин Валентинович,  бывший директор Загорского детского дома для слепоглухонемых, в книге «Педагогические этюды»: «Ловит Мария Ивановна малейшее напряжение Таниной руки, чтобы поощрить Таню каким-нибудь лакомством, погладить по головке, по тыльной стороне ладони. Ловит, подхватывает и добивается ростков активности..., чтобы назавтра убедиться в полном их отсутствии. И так изо дня в день. Только забрезжит надежда на рождение какого-нибудь мышечного напряжения, появления элементарного навыка, как тут же — разочарование. И все опять начинается сначала. Кто может сказать, когда Таня начнет ложку в руке держать? Никто не знает, остается только надеяться.

Вся трудность заключается в необходимости своевременно уловить малейшие проявления активности ребенка, мельчайшее напряжение его мышц. Упустил — активность погасла нереализованной. Поспешил, преждевременно вмешался — активность ребёнка не получила развития. Немного недопомог —: лишил поддержки, ребенок не получил «аффективного подкрепления» своему действию, значит впредь не будет полагаться на себя. Перепомог — подавил, детскую активность в самом зачатке. В тонкой дозировке активности смысл взаимодействия педагога и ребенка. Вот она какая, совместная разделенная дозированная деятельность».

Открытия именно дефектологов мы и будем использовать для воспитания активности будущего гражданина!

Отработанные на врождённых инвалидах перинатальные технологии позволили  детям, пройти весь путь от состояния неподвижности к ходьбе, бегу и прыжкам, вдвое быстрее.     При этом каждый ребенок начинал свое развитие, имея средние генетические задатки и находясь в обычном окружении, то есть его нельзя было назвать "одаренным". Эти дети не были одарены генетически, зато их щедро одарили родители, этим даром были их любовь и знания, изложенные в этих текстах.

   Одновременно («Гармоничное, всестороннее развитие») с физическим совершенствованием займёмся  тремя основными областями интеллектуального развития - чтением, математикой и получением энциклопедических знаний.

Доман – Маниченко:  главное, что нужно помнить о самом ребенке:  В возрасте 5-ти лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2-х лет, процесс обучения пойдет самым легким, эффективным образом и не потребует педагогического мастерства, обязательного для обучения после 3-х летнего возраста. 

Ребенок моложе 5-ти лет способен воспринимать информацию удивительно быстро. Чем больше информации усваивает ребенок моложе 5-ти лет, тем больше остается в его памяти.  Дети, моложе 5-ти лет, буквально переполнены жизненной энергией.  Дети, моложе 5-ти лет, обладают огромной жаждой познания.  Дети, моложе 5-ти лет, могут научиться всему тому, чему вы будете их учить, если только делать это искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Более того, они хотят этому научиться.

Все дети являются лингвистическими гениями.   Дети, моложе 5-ти лет, могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.

Большинство инструкций начинается с предупреждения о том, что, если не выполнять их абсолютно точно, они не сработают. В противоположность этому можно заявить, что как бы плохо вы ни учили своего ребенка читать, считать и усваивать энциклопедические знания, это окажется более полезным, чем, если вообще ничего не делать. То есть это беспроигрышная игра, в которой вы все равно выиграете, как бы плохо ни играли. И надо очень постараться, чтобы не получить вообще никакого результата.

    Однако чем грамотнее вы будете поступать, тем быстрее и легче научите своего ребенка.

.

Мы до такой степени являемся продуктами собственного образования, что при обучении своего ребенка часто непроизвольно допускаем ошибки, делая то, что ненавидели сами, когда были детьми.

Время для обучения следует выбирать.

Мать никогда не должна играть в эту игру, если она или ее ребенок не чувствует себя счастливым.  Если ребенок раздражен, устал или голоден, то это не самое подходящее время для того, чтобы приступать к процессу обучения.

Когда у ребенка прорезаются зубы, то он зачастую испытывает боль или просто хочет спать. Никогда не учите своего ребенка в это время. Выясните, что беспокоит вашего ребенка, и постарайтесь устранить причину.

Если же вы сами плохо себя чувствуете, перенесите занятия. В плохие дни нельзя ничему научить. Отложите свою программу на несколько дней и дождитесь более подходящего момента.

 

 Оптимальная продолжительность занятий

Обучение должно занимать очень короткое время. Для начала занимайтесь этим достаточно редко и каждый раз на протяжении буквально нескольких (не более 5!) секунд. Что же касается того, когда именно следует закончить, то вам следует полагаться на свою интуицию.

Всегда останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет   Родители должны понимать, чего хочет их ребенок, чуть раньше того момента, когда он сам это осознает.

    Обязательно демонстрируйте ему меньше учебного материала, чем он хотел бы видеть. Пусть он думает, что вы немного жадничаете в этом отношении. Испытывая легкий недостаток информации, он всегда будет стремиться получить ее больше.

     Все дети, если им это позволить, стремятся к пресыщению. Вот почему вы наверняка услышите крики: "Хочу еще!" Это будет верным признаком того, что вы на правильном пути. И вы закрепите достигнутые успехи, если не поддадитесь на эти требования (во всяком случае, не сразу). Здесь особенно наглядно проявляется детская тирания. Помните о том, что учитель именно вы, поэтому не позволяйте ребенку сбивать выполнение вашей программы с заданного ритма.  

 С точки зрения детей, взрослые почти все делают очень медленно, и особенно это раздражает их во время процесса обучения. Как правило, мы ждем от детей, что они будут сидеть и внимательно изучать предлагаемые материалы. Мы ждем от них серьезности и сосредоточенности, которые, по-нашему мнению, неразрывно связаны с процессом познания.     Но дети, в отличие от нас, совсем не считают познание чем-то суровым и неприятным.

    Когда вы будете демонстрировать им свои карточки, делайте это так быстро, как только сможете. Со временем вы и сами поймете, что от вас требуется. Попрактикуйтесь немного на своем муже, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для вашего успеха совершенно необходима быстрая работа с учебным материалом. Скорость и удовольствие - вот два неразрывных компонента учебного процесса. Все, что демонстрируется быстро, доставляет удовольствие; всякое промедление его убивает.

      Медленные занятия - это бесполезные занятия. Они просто разрушат врожденную тягу к знаниям у вашего ребенка.

Все учебные материалы должны быть крупными, ясными и отчетливыми. Только в этом случае вы сможете ИХ быстро показывать, а ваш ребенок - легко усваивать.

 

Иногда быстрота способна привести к тому, что вы утратите естественный энтузиазм, в ваших действиях появится некоторый автоматизм, а голос обретет металлические нотки. Как только вы это заметите, постарайтесь тут же исправиться - для вашего ребенка это очень важно. Познавательный энтузиазм вашего ребенка напрямую зависит от скорости, с которой ему показывают учебные материалы; количества нового материала; той веселой манеры, в которой с ним проводятся занятия.

    Чем быстрее, тем больше учебных материалов и веселья. Детям нет необходимости что-то пристально разглядывать - они впитывают все мгновенно.

 

 А вот при введение нового материала Вы будете ведомой, а ребёнок – ведущим!

Следует поговорить о скорости, с которой тот или иной ребенок может научиться читать, считать, овладеть энциклопедическими знаниями или чем-то еще.  Не бойтесь того, что ребенок будет ведущим, а вы - ведомой. Вас может удивить его познавательный "голод" и та скорость, с которой он будет учиться. Новая информация является изюминкой каждой программы. Это - та самая составляющая успеха, которую часто упускают из вида. Когда новой информации много, вы и ваш ребенок почувствуете себя настолько окрыленными, что не заметите, как будет лететь время.

 

И ещё одна цитата из Глена Домана:

Дети, получившие, благодаря своим родителям, радостную возможность СВОЕВРЕМЕННО учиться всему на свете, рассматривают процесс обучения совсем иначе, чем все остальные, особенно – школьные учителя и добрые бабушки.

         Маленькие дети предпочтут учение еде или игре. Впрочем, они думают, что обучение - это и есть игра. Однако, в отличие от большинства профессионалов, они никогда не подумают обратного: что все игры - это обучение. Именно поэтому большинство детских игр, придуманных взрослыми, это ужасная чушь. А среди детей нет дураков.

Маленькие дети считают обучение важнейшим навыком, необходимым для выживания.

Маленькие дети хотят научиться всему, что возможно, и сделать это прямо сейчас.

Маленькие дети уверены, что лучше учебы ничего и быть не может.

 

               Чем дети моложе, тем большее удовольствие им доставляет процесс обучения и тем легче они обучаются. Чем старше мы становимся, тем меньше верим в то, что обучение - это радость. Напротив, у нас возникает убеждение, что это – пытка, от которой бабушки стараются подольше защитить внуков. Более того, мы даже уверены, что без мучения нет обучения. Но не так думают маленькие дети.

        Мы, взрослые, полагаем, что учеба делится на предметы: музыка, география, математика, биология, история и т.д.

        В самом деле, если кто-то из нас перейдёт в разговоре с истории на математику, то его тут же обвинят в том, что он "сменил тему". Маленькие дети смотрят на это совсем иначе. Они слышат музыкальные ноты в шуме рефрижераторов или автомобильных гудков Мы видим математику, а они видят решение проблемы. Мы видим гимнастику в качестве предмета, а они - как движение человеческого тела.   Даже падая с лестницы, ребёнок думает лишь о том, как бы успешнее принять финальную позицию.

          Просто поразительно, насколько правы дети, придерживаясь такого радостного, здорового и целостного отношения к миру.

 

Эти общие принципы постоянно повторяются во всех файлах, но повторю их в одном месте:  «аффективное подтверждение», радостные поцелуи и жаркие объятия в ответ на любое действие ребёнка, подлежащее развитию; строгое соблюдение последовательности прохождения этапов развития, запрет перескоков; самому выражать максимальное удовольствие, выполняя действие, которое Вы ждёте от ребёнка; прекращать любой урок раньше, чем этого захочет ребёнок; готовьтесь к каждому этапу развития заранее – иногда надо не только прочитать, но и сделать (трек для ползания, рукоход, защитный воротник для шеи…).  Обязательность длительной подготовки именно до зачатия: изучить, договориться, распределить роли.  Ведь если муж мало общается с пренейтом – он и рождаться будет плохо (он сам не только рождается, но и «запускает» роды вообще – выделяет в организм матери соответствующие гормоны! Самостоятельный, самоактивный субъект, но не объект лечения или учения!)…. Не натренирован в использовании уникальных возможностей 40-минутного послеродового инсайта….  Да и накопить деньги надо заранее!   

 

      Поскольку мой язык многим не нравится, ниже помещены       «10 законов обучения с пелёнок» замечательного русиста Андрея Александровича Маниченко  (www.umnitsa.ru , «Как научить ребёнка читать»):

   Эти законы чрезвычайно актуальны для всех – посмотрите дискуссии о воспитании в Интернернете и на телевидении!

«10 законов обучения с пелёнок

 

С пелёнок… обучение или мучение?

 

Любой человек живо помнит свои школьные годы.  Обу­чение, как правило, ассоциируется у нас с сидением за партами, со строгим образом учителя, со страхом неправильно ответить и многими другими моментами, которые ну никак не подходят для крохи.

Сразу оговоримся: речь пойдёт о совсем другом обучении.  Приятном и желанном и для ребёнка, и для родителей.

Годовалого малыша невозможно «перегрузить»! Даже если Вы этого очень сильно захотите, у Вас ничего не получится, поскольку у него великолепная защитная реакция: он никогда не будет делать то, что ему не нравится. И заставить его что-либо делать против его воли ещё никому и никогда не удавалось.

Обучение может стать мучением только к семи годам, когда уровень социализации ребёнка позволит ему адекватно реагировать на сложную систему запретов и обязанностей.

С пелёнок же возможно только такое обучение, которое сам ребёнок принимает. А это случается лишь тогда, когда удовлетворяется его природное и неиссякаемое любопытство.

На расхожее утверждение, что раннее обучение лишает ребёнка детства, хочется возразить:

– А не лишаем ли мы наших детей полноценной жизни, обрекая их на вечную олигофрению?

 

Забудьте, как Вас учили в школе

 

Маленькие дети учатся по другим законам, нежели мы, взрослые. Нам, взрослым, надо всё объяснять. Самостоятельно (т.е. без помощи учителя, наставника, учебника, инструкций) овладеть чем-либо мы не можем. 

Кто в школе считается хорошим учителем? Тот, кто хорошо объясняет.

А малышам бесполезно что-либо объяснять!

Они ещё ничего не знают, и все наши объяснения для них непонятны. Малышам надо давать факты, а не пытаться их объяснять. Детский мозг способен постигать окружающую действительность только через самостоятельное осмысление голых фактов. Все малыши прекрасным образом находят взаимосвязи между фактами, анализируют, сопоставляют их.

Чем больше фактов воспринимает ребёнок, тем больше у него возможностей для размышлений.

Нужно помнить, что школьные методики совершенно не пригодны для обучения дошкольников. Малыши делают то, что хотят, и не делают то, чего не хотят. Их бесполезно заставлять что-либо делать.

Поэтому весь процесс обучения нужно строить таким образом, чтобы ребёнок сам хотел в нём участвовать.

 

 

 

Понаблюдайте, как дети играют в школу

Всегда забавно наблюдать, как дети играют в школу. Во всех ролевых играх (в семью, в магазин, в школу и т.п.) дети ничего не придумывают – они копируют то, что многократно наблюдали.

И тот ребёнок, который в игре берёт на себя роль учителя, во всех красках обязательно покажет авторитаризм, власть, строгость, а порою – гнев и многогранный комплекс мер по психическому и физическому устрашению и наказанию учащихся, подавлению свободы их личности.

И как бы ни протестовали педагоги, что, мол, это неправда и сейчас такого в школах нет, – не верьте.

Да, всевозможные экзекуции давно приобрели цивилизованные формы, но дух авторитаризма, видимо, никогда не будет изжит из «народного образования». Даже волна педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, Караковский, Тубельский и др.), поднявших в 80-е годы знамя «педагогики сотрудничества», ничего не смогла сделать в масштабе страны, и мода на «педагогику сотрудничества» быстро прошла.

Официальная педагогика как была авторитарной, так и осталась. И главная причина в том, что наша государственная школа зиждется на «Великой дидактике» Я.А. Коменского, которой скоро исполнится 400 лет.

Любые традиции всегда заключают в себе мощную систему тормозов, где на любой вопрос: «А почему?» следует логичный ответ: «А всегда так было!»

 

«Народное образование» во все времена было наиболее консервативной областью государственного уклада.

Мы сами, когда учились в школе, все ученики до нас и после нас, если чему-то и научились, то не благодаря существующему «учебно-воспитательному процессу», а вопреки ему.

Вот очевидное доказательство: в 1-м классе на любой вопрос учителя – «лес рук», но с каждым годом этот «лес» редеет. Более того, ученики начинают прятаться за спину впередисидящего – «лишь бы не спросили!»

Изначально мощное детское любопытство в школьных стенах основательно разрушается. Безграничная детская жажда познания за школьные годы у большинства учащихся значительно тускнеет.

 

Если Вы, Уважаемые Родители, хотите добиться при обучении своего ребёнка высоких результатов, то, как можно быстрее забудьте весь свой ученический опыт и опирайтесь на нижеследующие ЗАКОНЫ ОБУЧЕНИЯ С ПЕЛЁНОК.

 

Они психологически оправданы, целесообразны и проверены временем.

 Все нижеперечисленные законы выстроены по степени важности, т.е. на первом месте находится наиважнейший, далее – менее важный и т.д. Но, тем не менее,  все они архиважны, и несоблюдение какого-либо из них может осложнить процесс обучения ребёнка.

 

Законы обучения с пелёнок безотказно действуют  при развитии у малыша любых умений и навыков, но рассматриваются в данной книге применительно к чтению, поскольку именно чтение является универсальным учебным умением, раннее развитие которого существенно облегчает жизнь ребёнка при любом дальнейшем обучении, более того, делает процесс чтения и образования источником удовольствия.

 

 

 

 

1
ЗАКОН РАННЕГО СТАРТА

 

Кто раньше начинает, тот остаётся впереди

 

 

В год научить ребёнка читать легче, чем в два,

 а в два легче, чем в три…

Глен Доман

 

Чем младше ребёнок, тем легче его учить в силу двух обстоятельств.

Во-первых, только в момент рождения ребёнок имеет самый высокий потенциал гениальности. Сумеет ли он реализовать этот потенциал, зависит от нас, взрослых. Дадим ли мы ему такую возможность? Сможем ли мы организовать его первые дни и месяцы так, чтобы информация интенсивным потоком проникала в его стремительно формирующийся мозг?

Во-вторых, чем старше ребёнок, тем больше вмешивается в обучение его характер. Маленькие дети будут смотреть на всё, что бы им ни показывали. Будут слушать всё, что бы им ни рассказывали. А дети постарше уже имеют свои ярко выраженные пристрастия: что-то они любят, а что-то – нет. И договориться с ними бывает достаточно сложно.

И чем старше ребёнок, тем бóльшими педагогическими способностями должны обладать родители, если хотят чему-либо обучить своего малыша.

В раннем детстве, в период интенсивного физического роста мозга происходит формирование многих его функций, которые, если не будут развиты в своё время, никогда в дальнейшем не сформируются.

 

Говорят факты

Самый любопытный человек на Земле  – это младенец.

 

В науке делались многократные попытки определить хронологические границы формирования тех или иных психических и интеллектуальных функций.

Когда именно у человека интенсивно формируются речевые способности, музыкальные, художественные, математические и т.д.?

Известно, что все дети рождаются с потенциально абсолютным слухом.  Не зная языка, не умея говорить, они нашу речь воспринимают как музыку, улавливая мельчайшие её оттенки.

Любой, даже самый талантливый лингвист и полиглот не в состоянии избавиться от акцента, научиться фонематически адекватно воспроизводить говор носителей языка.

А любой учащийся вспомогательной школы, имеющий диагноз «олигофрения в степени выраженной дебильности», будет говорить на родном языке без малейшего акцента.

Вдумайтесь в значение этого факта!

Переоценить его невозможно.

Уважаемый читатель, если Вы занимаетесь наукой и ищете тему для диссертации, вот Вам беспроигрышное и неисчерпаемое направление для исследований: формирование психических и интеллектуальных функций головного мозга в раннем детстве.

Известно, что если ребёнок до семи лет будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его  роста, функционировать не будет.

Если ребёнок до семи лет будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Категория: Библиотека | Добавил: Prorostok (05.11.2013)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz