8
ЗАКОН НОВОЙ ТЕМЫ
Новая тема всегда интереснее
старой
Педагогическая мудрость
Как
можно чаще вводите новый учебный материал.
Забудьте школьную капельно-пипеточную
методику подачи новых знаний. На одном уроке – одна капелька знаний, на другом уроке
– следующая капелька и т.д.
Вспомните,
к примеру, урок иностранного языка. На одном уроке учитель даёт 5 новых слов.
Все 45 минут урока эти слова звучат в различных позициях. На следующем уроке
идёт закрепление: те же слова по новому кругу муссируются в тех же самых пози-
циях. И так черепашьими шагами из урока в урок.
Интересный учебник по истории, географии или биологии размазан на
9 месяцев.
Есть ли
среди Ваших знакомых кто-нибудь, кто
способен чтение интересного детектива растянуть на 9 месяцев?
Лично я
за свою жизнь таких людей не встречал. И, скорее всего, их нет вообще. Так
почему же в школьной программе новая информация подаётся ничтожно малыми
дозами?
Ответ,
как всегда, прост: школа ориентирована на то, чтобы каждому ученику дать
прочные знания. Поэтому после каждой новой темы следует неизменное закрепление,
потом – контрольная работа, далее – работа над ошибками и т.д. Школа нацелена
на то, чтобы все ученики усвоили определённый объём информации.
Но
любая интересная информация, растянутая на несколько месяцев и многократно
пережёванная, закреплённая, много раз повторённая (как же без этого: повторение – мать учения), проверенная и
оценённая, набившая оскомину и надоевшая, – перестаёт
быть интересной.
Во-первых,
ни один ребёнок, как, впрочем, и любой взрослый, не любит повторять. Приобретать
новые знания, новые впечатления ему нравится, а повторять известное – нет.
А
во-вторых, какая Вам разница: будет ли Ваш
ребёнок помнить те сотни слов, которые Вы ему покажете, или забудет, если
он всё равно научится читать, причём сразу бегло?
Как
известно, детская память работает нестабильно. Помните ли Вы, милая мама, как
научились ходить? Может быть, Ваш муж помнит, как научился говорить? Вообще,
кто-нибудь из Ваших знакомых помнит хоть что-нибудь из первого года своей
жизни?
А почему?
Да,
человеческая память – большая загадка, она таит в себе много секретов,
над которыми бьются учёные. Человек не помнит первых лет своей жизни. Хотя
многие специалисты утверждают, что человек помнит всё, даже то, что он ощущал ещё до рождения,
находясь в утробе матери. Проблема не в том, что человек не помнит, а в
том, что он не может вспомнить.
В
состоянии гипнотического транса человек легко вспоминает свои первые годы.
Детские рисунки, корявый почерк – всё свидетельствует о том, что из памяти ничего не исчезло.
Природа мудро распорядилась! И,
слава Богу, что мы, находясь в здравом уме, не помним впечатлений раннего
детства. Ведь если бы мы всё помнили, то половина из нас была бы заиками, а
другая доживала бы свои дни в сумасшедшем доме. Для каждого ребёнка знакомство
с окружающим миром – это величайшее испытание, где на каждом шагу его
поджидает масса неведомых опасностей.
Прищемит
ли ребёнок дверью палец, расшибёт ли коленку, порежется, стукнется, испугается
вспышки молнии – да мало ли что с ним произойдёт! Проплачется,
выспится – и напрочь забудет свой страх, испуг, боль,
истерику. Психика ребёнка останется сохранной.
Да, мы,
взрослые, не помним, как научились ходить и говорить, но мы прекрасно умеем
делать то и другое, потому что, научившись, мы никогда не прекращали этих
занятий. Недаром говорят, что раз научившись ездить на велосипеде, никогда не
разучишься.
При
обучении малыша чему угодно (чтению, математике и т.д.) не нужно
ориентироваться на прочное усвоение знаний, как это принято в школе, а нужно
смело идти вперёд и вперёд.
Дети с
удовольствием воспринимают новое, но они не желают повторять старое. А
количество всегда переходит в качество.
Активное
общение с ребёнком посредством письменной речи неизбежно сформирует у него
умение разбираться в ней. Не будет общения – не
будет и умения. И здесь не нужно топтаться на одном месте, как это принято в
школьной практике, а нужно смело идти вперёд и в хорошем темпе.
Ребёнок
способен усваивать новые знания со скоростью, определяемой его собственным
познавательным голодом. А оценить нам, взрослым, информационный голод любого
малыша очень трудно.
Мы
склонны недооценивать этот голод, чем
переоценивать. По степени любопытства ни один взрослый не сравнится с ребёнком.
Даже жажда познания Леонардо да Винчи ничтожна в сравнении с познавательной
активностью любого малыша.
Но с
какой скоростью нужно удовлетворять познавательный голод крохи? Этот вопрос,
касающийся дозировки занятий, на самом деле очень важен.
С
первой лекции родители одолевают меня вопросами:
–
Сколько карточек показывать на одном занятии?
–
Сколько уроков должно быть ежедневно?
–
Сколько раз показывать одну карточку?
–
Сколько карточек добавлять каждый день?
– Когда
начинать показывать словосочетания?
Ответы
на все эти вопросы в принципе не могут быть однозначными.
Никакого универсального
расписания занятий для малышей не может быть вообще!
Каждая
мама и каждый папа, организуя занятия для своего малыша, должны научиться
составлять такое расписание сами.
Овладев
общими законами обучения с пелёнок, Вы научитесь составлять идеальное
расписание занятий для своего ребёнка. Но Ваше расписание будет идеальным
только для Вашего малыша. Для другого ребёнка нужно будет другое
расписание.
Проблема
расписания занятий встаёт очень остро в семьях, где идёт обучение сразу
нескольких детей, имеющих незначительную разницу в возрасте.
Даже обучение двойняшек редко
идёт по общему графику.
Эффективное обучение детей
возможно только по индивидуальным программам.
Те
мамы, которые верно чувствуют познавательный голод своего малыша и, сообразуясь
с этим, увеличивают темп обучения, – неизменно добиваются успеха.
При
составлении программы и определении скорости обновления информации Вы,
родители, должны учитывать познавательный голод своего ребёнка. И поэтому Ваша
роль при этом – роль ведомого. Роль ведущего всегда
остаётся за Вашим малышом.
Единственное,
за чем Вы должны следить, – это за тем, чтобы на каждом
уроке остановиться раньше, чем
этого захочет Ваш малыш.
Не
бойтесь того, что ребёнок будет ведущим, а вы –
ведомым. Дети в состоянии усвоить во много раз больше, чем Вы им будете
предлагать.
Из
многочисленных наблюдений за практическим обучением детей по этой методике мы
сделали вывод: чем выше темп обучения, тем ближе и реальнее результат.
9
ЗАКОН РЕЖИМА
Регулярные занятия дают больше,
чем хаотичные
Мы
поставили этот закон на 9-е место. Но надо иметь в виду: чем старше ребёнок, тем важнее для него режим
занятий.
Иными
словами: чем старше ребёнок, тем значимость этого закона становиться выше.
Приступив к занятиям, идите вперёд, не
останавливаясь, а наоборот, постоянно старайтесь повысить темп прохождения
программы. Чем выше темп, тем быстрее Вы придёте к конечному результату.
Однако
иногда бывает необходимо отложить выполнение программы на несколько дней. Во
время таких пауз лучше полностью прекратить занятия, а не пытаться проводить
их урывками.
Когда у
ребёнка режутся зубы и он всё время раздражителен и плаксив, когда он болен или
когда в Вашей семье наступает самая настоящая чехарда в связи с какими-либо
праздниками или непредвиденными событиями, т.е. в тот период, когда наступает
сбой в планомерных занятиях, лучше всего
в этот период занятия прекратить совсем.
Когда
Вы будете готовы вернуться к постоянному выполнению программы, начните
её прямо с того места, на котором остановились. Не стоит возвращаться назад
и повторять всё сначала.
Даже если Ваше чадо основательно
всё забыло, лучше не повторять пройденное, а давать совершенно
новый материал. А ещё лучше этот новый материал давать и в новой форме.
И с первого дня после длительного перерыва стремитесь как можно быстрее
сформировать режим занятий.
Дети
быстро привыкают к режиму. Но сам режим не следует понимать как строгую
привязку каких-либо процедур к определённому времени и расписывать занятия
строго по часам.
«Привязывать»
занятия надо не к определённому времени, а к каким-либо процедурам,
ежедневно повторяющимся.
Например, к умыванию, одеванию, приёму пищи, сборам на прогулку, горшку и
т.д. То есть занятия нужно проводить в одни и те же режимные моменты: до
какой-либо процедуры, во время этой процедуры или после неё.
Дети к
такому порядку быстро привыкают, и не будет надобности Вам каждый раз
выдумывать какие-либо ухищрения, чтобы привлекать внимание ребёнка к очередным
урокам.
Случай из практики
Волшебная сила режима
Трёхлетняя
Ксюша посещала детский сад. Её мама успевала проводить занятия по чтению до
того, как отводила Ксюшу в садик, и вечером, после садика.
Занятия
проходили весело и девочке очень нравились. Каждое утро Ксюша успевала
посмотреть несколько комплектов между умыванием, одеванием, заплетанием косичек
и завтраком.
А
последний комплект карточек Ксюша смотрела уже в прихожей, когда и она, и мама
были собраны и готовы покинуть квартиру.
Но
однажды вся семья проспала. Все сборы: и одевание, и завтрак, и занятия – были
скомканы.
И вот
уже сборы в прихожей. Мама, взглянув на часы, поняла, что на работу она
безнадёжно опоздала. Решила пропустить обычное занятие перед выходом из дома,
схватила ребёнка в охапку и ринулась за дверь, но не тут-то было!
Ребёнок
устроил самую настоящую истерику, заявив справедливый протест:
– Мы не
смотрели карточки!
Никакие
мамины приказы, требования, уговоры, просьбы результата не имели.
–
Никуда не пойдём, пока не посмотрим карточки!
Ребёнка
совершенно не волновали мамины проблемы. Для Ксюши проблема была одна:
– Мы
ещё не смотрели карточки!
Что тут
поделаешь, если режим – такая сильная штука!
Совет в
данной ситуации может быть один: «Мир не рухнет от того, что Вы пять секунд
потратите на ежедневно повторяющийся урок, давно ставший традиционным и
обязательным. Покажите пять карточек, а потом опаздывайте на здоровье куда
угодно!»
10
ЗАКОН СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ
В счастливых семьях вырастают
счастливые дети
Педагогическая мудрость
И Вы, и Ваш ребёнок должны чувствовать, что
прекрасно проводите время.
Когда в наш Центр Раннего Развития «УМНИЦА»
приходят родители на консультацию по каким-либо проблемным случаям (чаще всего проблема
одна: ребёнок отказывается смотреть на те, карточки, которые родители,
упорствуя, пытаются показывать), мы сначала ищем причину проблемы, выясняя
в беседе, как родителями соблюдались законы обучения, начиная с первого и
заканчивая последним.
И когда нам становится ясна причина, выяснен
диагноз, тогда легко «выписать рецепт», помочь родителям вернуть интерес
ребёнка к занятиям.
Случай из практики
Задача «на засыпку»
Две
мамы, жившие неподалёку друг от друга, часто встречались, прогуливаясь каждая
со своим ребёнком. Возраст детей был примерно одинаковым (женщины познакомились
ещё в период беременности). Вместе проходили обучение в нашем Центре «УМНИЦА» и
вместе начали обучение своих малышек.
Встречаясь
на прогулке, мамы живо интересовались успехами друг друга. Первое время обучение в той и другой семье
шло замечательно и проблем никаких не возникало.
Но
месяца через два одна из этих мам пришла к нам в Центр на консультацию: у
ребёнка пропал интерес к занятиям.
Вот и
попробуйте, уважаемые читатели, решить задачу: у какой из мам возникли
проблемы?
Следует
отметить, что подруги были абсолютно разными и по темпераменту, и по характеру,
и по судьбе. Одна – холерик, другая –
флегматик. Одна – импульсивна, другая –
целеустремлённа. Одна счастлива в браке, другая воспитывала ребёнка одна. Одна
в школе училась плохо, другая – хорошо.
Первая
мама, у которой был и любимый муж, и хорошая квартира, была жизнерадостна и
лучилась счастьем. Она не разбиралась во всех тонкостях раннего развития, да и
занятия по данной программе проходили у неё нерегулярно.
Я
хорошо её помнил по курсу: в этой группе она была самой открытой и
восторженной. Её восхищало всё: и наш Центр, и методика Домана, и ребёнок, и
муж, да и сама жизнь. Она открыто радовалась перспективе вырастить малыша
талантливым. Но к занятиям с ним она подходила своеобразно, рассуждая так:
– Из этой методики я поняла одно: надо заниматься с ребёнком тогда, когда
он этого хочет и когда я этого хочу.
Такой
своеобразный подход к занятиям объяснялся то ли тем, что она по жизни была «троечницей»,
то ли той счастливой беззаботностью, с которой она относилась буквально
ко всему.
Вторая
же мама была, напротив, отличница по жизни и пунктуальна во всём. Она
любила своего ребёнка не меньше первой мамы, но, волевая и целеустремлённая,
она, несмотря на тяжёлое материальное положение и многочисленные бытовые
проблемы, никогда не нарушала графика занятий и делала всё в соответствии с
методикой.
Про
себя она твёрдо решила: «Пусть мне будет трудно, но я своему ребёнку дам всё!»
И на
самом деле, недоедая и недосыпая, несмотря на усталость, а порою и на головную
боль, она самоотверженно проводила занятие за занятием, не позволяя себе
выбиться из графика.
Вот и
скажите: какая из этих мам столкнулась с проблемами?
Ответ на задачу
смотри на следующей странице.
Ответ
Неужели
Вы сомневаетесь в своём ответе?
Если
всё-таки сомневаетесь – перечитайте эту главу ещё раз.
Все
вышеперечисленные законы справедливы не только для обучения малышей чтению. Они
безотказно работают при обучении чему угодно.
Если
Вы, Уважаемый Родитель, станете мастером педагогических приёмов на основе этих
законов, Вы сможете обучить своего ребёнка чему угодно: ездить на велосипеде,
прыгать с парашютом, плавать с аквалангом и т.д.
Если
примете эти законы сердцем и будете их беспрекословно соблюдать, Вы сможете
воспитать в своём малыше ум, красоту, благородство, юмор и все те качества
личности, которые в нашем мире имеют ценность.
(Опубликовано в 2008 году на www.umnitsa.ru в книге «Как
научить ребёнка читать»).
5.11.2013 |